Статьи

Первомайский льнозавод

О льне у сельхозпроизводителей бытуют разные мнения. Одни считают его культурой не слишком трудоемкой – мол, посадил, сделал химпрополочку, да вовремя убрал. Другие, напротив говорят о льне, как об очень прихотливом растении. Но и те, и другие твердо уверены в одном: лен для наших колхозов и сельсхозтовариществ – культура в экономическом плане очень выгодная. Наверно, также рассуждая представители организации «Льноконоплеводстрой», а также и руководители Пролетарской, Первомайской, Кукобойской волостей собрались на совещание в Пошехонье, где и было принято решение строить одновременно два льнозавода – Пошехонский и Первомайский.
Так в 1928 году были забиты первые колышки разметки главного корпуса первого промышленного предприятия района. Руководителем этих строек был назначен работник бывшей Меленовской волости Иван Ефтифьевич Ключев. Прорабом был назначен Андрей Иванович Овчинников из деревни Телешово Меленковской волости, а завхозом Андрей Иванович Столбов из деревни Катрино Катринской волости.
А почему тогда решили строить завод у нас?
В то время крестьяне стали сеять много льна. Урожай возили на базары и ярмарки в Семеновское, где выручали за этот товар большие деньги. Так что лен был очень выгоден. В каждом хозяйстве были льняные мялки «Риги», где лен сушили, мяли и трепали. Готовый лен в Семеновском покупали Деруновы, Кинжаловы, Салтыковы, а затем перепродавали его в Костроме и Ярославле. А чтобы это производство стало более налаженным и более выгодным, было принято решение строить завод у нас.
В строительстве завода принимало участие более 200 человек. В каждой деревне в то время были мастера, ремесленники, народные умельцы.
К примеру, мужики из Великого села и Всехсвятского были хорошие плотники, а в Шульгине, Ушакове и Редюкине жили неплохие каменщики и печники.
А также были и столяры и краснодеревщики. Место под завод выбирали с условием, чтобы удобно было тресту возить из окружающих селений, да и до железнодорожной станции было не далеко.
Землю под завод пришлось выпрашивать в аренду у крестьян деревни Фоминское. Лес для строительства покупали у крестьян из Великого села, Всехсвятского и других деревень. Кирпич закупали на кирпичном заводе Лапшина в Дыланове.
Завод еще достраивался, а к нему уже потянулись обозы с трестой. К концу стройки вся территория была обставлена скирдами и стогами со льном.
В 1931-32 годах на заводах велся монтаж оборудования. Оборудование в основном было все заграничное. Мяльнотрепальный аппарат тогда назывался «Швинг – турбина», водяной насос, работавший от пара, - «Вартингтон». Локомобили на заводе были немецкие «Вольфы», английские «Ланцы», финские «Сампо». В 1938 году завод уже сумел завоевать Всесоюзное переходящее Красное знамя. Вручать его приезжал заместитель наркома легкой промышленности – А. Н. Косыгин.
Хорошие кадры работали тогда на заводе.
Руководил предприятием Д. Н. Кошураев, техноруком был инженер по образованию П. А. Андреев, механиком К. К. Молодкин, помощником механика А. А. Голубев, бухгалтером В. Ф. Донской, а завхозом А. И. Столбов.
Да и в производстве работали мастера своего дела. Отлично справлялись со своими обязанностями машинисты А. Медведев, Ф. Романов, И. Калягин, М. Рябков, кочегары И. Тулин, И Малышев, П. Зубов, Н. Отяпин. Большинство из них ушло на фронт и не вернулось. В военное лихолетье на заводе работали женщины и подростки.
В декабре 1941 года директором завода был назначен П. И. Раевский. Позднее директором работал А. М. Семенов. В 50-х годах на заводе произошла коренная перестройка – убрали все трансмиссии и ремни, все оборудование перевели на электроэнергию. Особое внимание уделялось тогда повышению производительности труда, качеству. И это коллективу удавалось. Сменными мастерами тогда работали Л. И. Кудрявцев, П. В. Чистяков, К. И. Медведев. Выработка волокна за смену доходила до 2-х и более тонн. А вот в 60-70-е годы тресты заготавливали до 3-4 тыс. тонн. Так что сырья хватало заводу на 2 смены. Рабочие завода сами помогали колхозу  «Верный путь» убирать лен, а также и заготавливать корма. Важным стимулом в работе являлось социалистическое соревнование, которое развернулось на заводе широко, охватив всех и каждого. И как в любом коллективе, здесь тоже были люди, которые постоянно шли впереди, увлекая за собой других.
Это, прежде всего, бригадир бригады коммунистического труда Лидия Кузьминична Копейкина. Выполнение ежемесячных норм выработки на 105-110 % у нее было обычным явлением. А оператор поточной линии мяльно-трепального агрегата Л. В. Тюрикова следила за выходом готовой продукции. Ее ежемесячная выработка также достигала 103-105 %. Сортировщицы длинного волокна В. А. Яблокова и Г. А. Донская распределяли готовую продукцию по партиям, в зависимости от номера. А всей сменой тогда руководила мастер Чистякова Т. Г.. А тон в соревновании задавала вторая смена мастера Хаповой В. Г. Старшая сушильщица этой смены – К. А. Жохова. Она на заводе отработала 30 лет, даже уйдя на пенсию, она продолжала работать. Выполняя ежемесячные нормы выработки на 108-110 %. Много лет вместе с ней работала сортировщица короткого волокна Мария Андреевна Панова. Она также перевыполняла дневные нормы выработки. За что и была награждена грамотами и значками «Победитель соцсоревнования» неоднократно. Она на заводе отработала 39 лет по 1979 год.
За 60 лет работы завода образовались и рабочие династии Донских, Крюковых, Тюриковых, Молодкиных, Столбовых, Шутовых, Чистяковых, Голубевых. За это время и руководство завода менялось не один раз. Работали руководителями и В. В. Донской, Н. А. Смолин и некоторые другие.
Завод не прекращал свою основную деятельность до 28 апреля 1993 года. В это время была создана временная бригада для работы в лесу. Лес заготовляли и распиливали на собственной пилораме и потом его продавали. Рабочие еще надеялись, что хозяйства будут выращивать лен и убирать его вовремя, чтобы завод был обеспечен работой.
Но закупочные цены на льнопродукции стали постоянно падать, и хозяйствам стало не выгодно заниматься выращиванием этой культуры. Завод так и не был больше запущен.
Некоторые хозяйства все же продолжали выращивать лен и сдавали его на Пошехонский и Даниловский льнозаводы. Но эти предприятия также длительное время не могли рассчитаться с хозяйствами, т.к. за льноволокно с ними во время не рассчитывались льнокомбинаты. А так цепочка взаимных неплатежей росла, словно снежный ком. Хозяйствам заниматься льном становится все накладнее. Удобрения, так необходимые для его возделывания, очень дороги, ядохимикаты для прополки тоже. Технику покупать не на что. Да и полеводов, когда-то с успехом занимающимся льном, становилось все меньше и меньше.
Кроме основной деятельности во время работы завода для рабочих была организованна столовая, был построен сельский клуб с летней танцплощадкой, детский садик, медицинский пункт, магазин, были построены дома для рабочих.       

             
Тулина Е.В.,
библиотекарь Семеновской библиотеки