Статьи

Оносовские вакансии хлебу

            Богат наш край народными промыслами. Замолвлю слово о своей деревне. Деревня Оносово почти ничем не отличается от других деревень, разве что время отбирает свою особинку, самую деревенскую вакансию – печничество.
            Умерли местные мастера, ушли с земли и секреты с собой унесли. Хорошим мастером слыл Маслеников Илья Васильевич и его родной брат Лавёр, т.е. Лаврентий Васильевич. Ходили они оба по всей округе, делали русские печи. Лаврентий Васильевич имел свой кирпичный завод. Глину искали отборочную, чтобы не было никакого мусора, ничего. Чистую. Были сделаны деревянные формы - длинные ящики – лотки с перегородками.
            Клали кирпич клетками, когда застывал, обжигали. Проникнуть в тайны народных умельцев означает путь познания жизни предков и современников. Без преемственности дело гибнет, но при нынешней безрадостной действительности заставляет нужда починить «дымушку» или сложить новую. А стоит русская печь не дешево - 6000 руб. И не подивишься уже на искусство добрых рук, остались одни самоучки (потому что не знают секретов печного искусства), например, Тихомиров Сергей Васильевич, Лепешкин Михаил Васильевич, Маслеников Николай Ильич, Козлов Юрий Константинович. В отдалённой деревне без русской печи – туго. Тепло в доме, выпечка хлеба и пирогов.… А хлеб на столе – это великий праздник. Выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Пекари пользовались тоже особым уважением. Выполняли эту работу обычно женщины. В 60-х годах существовали так называемые «надомные пекарни».
            В этой должности работала Гарина Ольга Ильинична, дочь Масленикова Ильи Васильевича. Она знала о том, как нужно сеять муку, сколько при этом должно получиться выпеков, как приготовить квашеное тесто, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количества хлеба. Раньше больше выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Кроме ржаного хлеба выпекали хлеб из пшеничной муки.
            - В русской печке и происходило это великое чудо, рождение хлеба, которого мы никогда не ели вдоволь, - вспоминает Ольга Ильинична. - Привозили мне муку целыми машинами. Пекла и белый, и чёрный хлеб. Напехаю целую печку до усья (устье). Формы были тяжёлые, большие. Буханка весила 2,5 кг. Была у меня такая большая бочка. Всегда имелась закваска. Наливала на ночь воды, насыпала муки, потом каждый день добавляешь,… закрывала. Все столы и лавки уставлю буханками. Выпекала по 30-40 буханок. Хлеб забирали в магазин. Когда он был закрыт, продавала на дому.
            В 1968 году построили в Оносове на окраине деревни хлебопекарню №3, Урицкого сельпо. И Ольга Ильинична со своей «надомной пекарней» перешла работать сюда. Была молодая и здоровая. Немного поработав, уступила свою вакансию подруге Козловой Анне Дмитриевне. Сама ушла работать на ферму. От души вспоминает давнюю кипучую трудовую жизнь Анна Дмитриевна Козлова:
            Здание старого дома было привезено из бывшего Владыченского района, с Соти из деревни Коротыгино. Было построено пятистенком. Пятистенок – это значит бревенчатый переруб. 3 окна занимала сама пекарня, а 2 окна – где укладывали готовый хлеб. Эта внутренняя стена была выпилена наполовину, там размещалась большая печь, которую клал тот самый мастер-печник дед Илья. Он же делал печь и в Николо-Ухтомской пекарне. К печке был сделан котёл, в который носили воду для согревания, чтоб заводить тесто. Рядом с пекарней был колодец. Черпали ведром, к которому была привязана верёвка. В дежах с вечера готовили тесто. Приносили на себе по мешку муки, высыпали, заливали воду. И на утро опять приносили по мешку муки, месили руками. Так готовили ржаное тесто. Утром ещё заводили сортовой хлеб из муки высшего сорта. Пока пекли чёрный хлеб, сортовой хлеб выхаживал в деже. Потом месили сортовой хлеб. Делали 3 оборота за день. Формы были скреплены 3 в одну. Эти формы с хлебом сажали в печку длинной деревянной лопатой. Вытаскивали из печи большой железной клюкой. При формовании тесто взвешивали. Выходило буханок под 200, весом 1кг.
Готовый хлеб складывали на стеллажи, а потом развозили по всем бригадам возчики на лошадях. Возили даже в соседний колхоз «Заря», в Ухтомскую сторону, д. Звягино. Сельпо покупало старые здания на дрова, которые привозили на тракторах. Распиловку дров производили ручной пилой, сами кололи, сами носили.
            - Никто не переколол столько дров, сколько я, - вспоминает Ольга Ильинична.
            Мешкотару чистили и отвозили на станцию Бакланка. Доставлялась мука тоже со ст. Бакланка. Разгружали в склад. Хлеб соответствовал весу и качеству. Отчётность была в д. Семёновское, куда за 19 км ходили пешком.
            Ребятишки прямо со школы набегали к пекарне, - рассказывает Ольга Ильинична. - Кормила их тёплым, душистым с хрустящей коркой хлебом, помажу маслом, с солью. И всегда понимали, что хлеб надо беречь.
            Хотя между работой передышки не было, а жили весело: пели, припевали, частушки сходу сочиняли:
           
Про меня чего сказали
            Не умею хлебы печь
            Подумаешь, какое дело
            На лопату, да и в печь.
            Потом привезли и поставили тестомес, железные дежи. Но вскоре старую пекарню закрыли, потому что в 1982 году построили большое кирпичное здание, которое разделили на 2 части. Меньшую часть заняли под хлебопекарню, а большую под магазин.
            Передала своё дело Масловой Людмиле Алексеевне, а сама стала заведовать магазином. Первые года, говорит Людмила Алексеевна Маслова, месили хлеб тоже руками (1984 год). Потом поставили тестомес. Выпекали 3 оборота, получалось 108-110 буханок. По-прежнему дрова кололи сами, топили сами, мешки подносили на себе. Только вода шла со скважины.
            В 1991 году решили, что маленькие пекарни содержать не выгодно. Большую часть их сократили, закрыли. Хлеб стали возить из Семёновского.
            Не стало в Оносове таких вакансий, как печники и пекари.


Жар русской печи

Неизменной частью праздничного стола и в будни являются в Оносове пироги. Большой искусницей является Галина Александровна Полькова, которая говорит, что не знает особых секретов. Замесит в ведёрке тесто, поднимется оно, заноздрится, раздвинет клюкой угли и печет.
            Пироги да лепёшки
            Все вперемешку
            День не пеку, два не пеку
            Погожу, да опять не пеку…
            Так раньше, наши мамы говаривали, потому, что жили плохо, муки то не было. А сейчас изобилие хлеба и хлебных изделий. А покупают хлеб в Оносове в основном из других районов: Даниловского, Пошехонского, г. Рыбинска, который привозят по вторникам и четвергам.

  • Кукобойский (Первомайский) - самый дорогой;
  • Буханка чёрного хлеба стоит – 15 руб. 60 коп., белого – 13 руб.;
  • Пошехонский – и чёрный, и белый – 12 руб.
  • Рыбинский – по 11 руб.
  • Даниловский – 10 руб.

            Славные времена, конечно же, ушли в прошлое. День за днем, в сев и в жатву, в хорошую погоду и в плохую работали мастера своими руками, имея в голове ясное представление смысла своих действий.
            Наш долг – сохранить их творческий, житейский, полный мудрости опыт. Как говорится в народной пословице: «Терпение и труд, всё перетрут».

Рассказчики: Гарина О.И., Козлова А.Д., Маслова Л.А.

Лыжина М.В.,
 библиотекарь Оносовской библиотеки