Статьи

Истоки села Коза

         По епархиальным ведомостям село Христово-Рождественское на Козе. Но река Козенка в простонародии никаких бедствий не причиняла, а Коза по-татарски - «беда». В приход входило 14 деревень. В каждой деревне был престольным праздник Троица и один свой.
         По праздникам в церкви была служба. Большое значение имел крестный ход вокруг храма в Пасху, в который вовлекались верующие. В Пасху поп обходил и каждый дом в селе. И ещё в этот день на могилах жгли серу, собирали в банку, ставили на доску и отпускали по реке.
         В масленицу были катания на украшенных лошадях в городских санках, возках. Городские санки – это два кресла сзади, а впереди скамейка для кучера. Ради шутки были лошади запряжены в сани, а украшены венками. Собиралось по 50-60 упряжек, были и двойки, и тройки. Проводились эти катания в центре села вокруг магазинов и народного дома, где был клуб и библиотека.
         По понедельникам был в Козе базарный день. Со всей округи съезжались купцы и торговали. В центре села были палатки. Левую сторону напротив остановки (когда едешь в сторону Пречистого) занимали обычно китайцы, торговали с лотков. Здесь можно было купить всё: и вавруковские валенки, и колёса, и мазь для телег.
         Церковь стояла на Софьиной горе и была разделена на две части: летняя и зимняя. Обнесена она была каменной оградой 1.5 метра высотой, имелись две железные двери со стороны дороги от больницы. Над входной дверью висела большая икона. Было 6 колоколов: два набатных, два маленьких, один большой по середине и один похоронный. 4 башни стояли. Здесь же у церкви и хоронили.
         В наше время на кладбище построено здание пищеблока больницы, у него стоит мраморная надгробная плита со следующей надписью на ней:

                            Валентина Николаевна Козлянинова,
                            урождённая княжна Вадбельская,
                            скончалась 3 ноября 1872 года
                            74 летъ отъ рождения.
         А с обратной стороны плиты можно прочесть:
         - Помилуй мя, господи, отдающему прощается твойю.
         - Въ гуцъ твой передаю дух мой.

         Церковным старостой был отец Анны Никоноровны Арсеньевой, старожила села Коза. Она родилась 15 марта 1918 года. Ей было 11 лет, когда забрали отца, а их с сестрой и матерью в течении двух часов попросили покинуть дом. священником был отец Константин, фамилия Торопов.
         Когда в 30 годах церковь закрыли, колокола сбросили, иконы рубили на дрова, кирпич с ограды от церкви частично пошёл на строительство мастерской в с. Коза. Также на мастерскую был взят кирпич с разрушенных церквей в с. Киево и с. Клоково. Во время сильного ветра выдуло крест, где была записка и указано, когда заложена церковь.
         С 1938 года в церкви размещались МТС, кузница, токарный и слесарный цехи. Так продолжалось до 50 годов, пока не построили мастерскую. В 65-66 годах церковь была разрушена, выбрали одну стену, и она рухнула. Часть кирпича пошла на строительство дороги в с. Киево. И кладбище перенесли на «Карлу». Это место между двумя хуторами братьев эстонцев Карла Карловича и Эдуарда Карловича Розенталь. Первым из села Коза был похоронен на нём Александр Сухарев. Кладбище это находится в 2,5 километрах от с. Коза. Хоронили на нём до 1954 года.
         Первым на ныне действующем кладбище был похоронен в 1954 году Геннадий Зиновьевич Попов, отец Юлии Геннадьевны Поповой, матери Сергея Юрьевича Беликова.
         На могильных плитах можно прочесть следующие надписи:

         - Вернуть нельзя,
         Забыть невозможно.   
         - Пройдут года,
         И память не умрёт,
         Ты будешь жить
         Как образ вместе с нами.
         - Вечно в сердце сохраним,
         Мы помним, любим и скорбим.

         Рядом с сельской библиотекой и Домом культуры находится сад, принадлежавший барину Александру Кузнецову. Дочь его Любовь Александровна была учителем и до последнего дня жила в доме отца. Сад был обнесён деревянной оградой с песчаной дорожкой вокруг. Весь он был засажен тополями, имелась липовая аллея. Ближе к дому между тополями была сцена: ставились спектакли. В центре сада – качели и титаны (столб и к нему привязаны верёвки), на них тоже качались. Ещё в саду стояли 4 стола со скамейками, где играли в карты и домино.