Статьи

Наши деревни славились своими умельцами

Мы решили изучить старинные промыслы,  которыми занимались  наши предки,  чтобы их опыт, по возможности, можно было использовать нам.
          В нашей школе в 1999 году открыт краеведческий музей, в  котором собраны старинные вещи, ненужные современному человеку, оказавшиеся на чердаках и не уничтоженные только благодаря традиционной крестьянской  бережливости.
          Разнообразие экспонатов  музея говорит о том, что  в нашей местности были развиты многочисленные  промыслы, что подтверждают и рассказы старожилов, у которых мы побывали.  Они рассказывали, что наиболее развитым в наших краях  было гончарное  ремесло, особенно в деревнях Фендюково, Отрубово, Трегубово.
            Подробно рассказать о гончарном ремесле нам никто не смог, так как гончаров-умельцев и их последователей теперь нет. Поэтому за информацией мы обратились к  научно-популярной  литературе, откуда узнали, что глиняная  посуда появилась  несколько тысячелетий  назад, в ней человек не только хранил продукты, но и варил пищу. Прошло немало времени, и был изобретен  гончарный круг,  люди научились покрывать посуду эмалями и глазурями, создавать из глины горшки, кувшины, кринки, корчаги, миски, умывальники, что в изобилии когда-то имелось в каждой избе наших деревень, а теперь хранится в школьном музее.
          В нашей местности гончары делали посуду из красной глины (ее называли шахта), затем меняли по деревням или возили в Пошехонье на базар.
          Другим наиболее  распространенным ремеслом у нас было кузнечное дело. Почти в  каждой деревне имелась своя кузница, в которой кузнецы подковывали лошадей, клепали косы, оковывали сундуки, ковали
ключи, замки, утюги, гвозди.
            Это мы выяснили у старожилов деревень Б. Ескино, Нофринское, более всего в беседе с Марией Федоровной Шустовой, 1912 года рождения, жительницей д. Нофринское, прабабушкой ученика   нашей школы Павла Качалова.
            Чтобы подробнее узнать историю кузнечного дела, мы обратились к книге А. Г Навроцкого «Кузнец - всем ремеслам отец» и выяснили, что кузнечное ремесло очень древнее. Особенно заинтересовала нас информация о подкове. Легенды и поверья говорят о том, что подкова приносит счастье. Злой дух не проникнет в дом, если на двери - подкова. Но ее нужно подвешивать определенным образом – «клещами» вверх, т. е. раскрытой частью к небу.
               В нашем музее хранится подкова, найденная учениками школы в 1995 году в деревне Б. Ескино на месте кузницы.
            Очень интересным нам показался дегтярный промысел. Наша школа находится в деревне Б. Ескино. Когда-то здесь  был центр дегтярного промысла нашего края. О том, что дегтярня находилась именно в Ескине, нашей учительнице математики Галине Николаевне Жаровой рассказала бывшая работница дегтярни Анастасия Ивановна Чумакова. С ее слов был записан процесс изготовления дегтя в наших местах. Деготь делали из бересты, которую замачивали и кипятили на огне. Дегтем смазывали хромовые сапоги, использовали в медицинских целях. И до сих пор дегтем лечат кожные заболевания, например, диатез у детей.
            В селе Карповское умельцы делали   валяную обувь: шерсть били струной (железным стержнем), щипали руками, придавали ей  форму валенка, стирали, сажали на колодку и сушили в печи. И сейчас  есть мастера, умеющие расколотить валенок, то есть сделать  его  размером больше.
            В старину у нас в каждом доме  женщины занимались обработкой  льна, из которого на ткацком стане, сделанном местными мастерами, ткали полотно (новину). Из новины шили белье и одежду, ткань умели окрашивать, например, ольхой (получался красновато-коричневый цвет разных оттенков).  Ткали постельники, скатерти,  полотенца.
            В школьном музее имеется старинный  ткацкий стан, правда, в разобранном  виде. Мы надеемся найти человека, который бы помог нам его собрать и научить на нем  работать.
            Сейчас у нас возвращаются к жизни и другие неоправданно забытые  ремесла. Пример тому - бондарный промысел и резьба по дереву. Лет 40-50 тому назад бондарство процветало в нашей местности, а ныне пришло в упадок. У кадок, чанов появились конкуренты — эмалированные бачки и ведра, которые мог любой приобрести в магазине. Времена изменились, жизнь подорожала, и теперь уже ставшие пенсионерами мастера возрождают бондарство, вспоминая навыки, полученные от отцов и дедов. Так, например, пенсионер Владимир Сергеевич Савельев из д. Кубье показал нам, как изготовить  кадку. Мастер считает, что кадку может сделать любой, т. к. материал (в данном случае древесина) недорогой и доступный каждому. Схема изготовления тоже несложная: отпиливается от комля (толстого конца бревна) кряж, раскалывается на доски, их подсушивают, строгают, выравнивают и собирают на специальном сборнике, скрепляют несколькими обручами, сделанными из сучков.  Бондарь пользуется различными видами рубанков, ножами, плотиной (инструмент, которым сплачивают кадку, чтобы она не протекала). Все эти инструменты он нам показал, многие из них сохранились от его деда.
            В наше время люди стали заботиться не только об удобстве и  практичности деревянных изделий,  но и думать об их красоте. Поэтому в нашей местности возрождается резьба по дереву, два ее вида:  пропильная  и рельефная.
            Мастера, владеющие пропильной резьбой, обрамляют окна красивыми наличниками. Многие дома в деревнях имеют такие украшения. Интерьер дома дополняют  картины, выполненные рельефной резьбой. Занимается ею С. Ю. Езелев: для оформления кабинета русского языка и литературы он вырезал портреты русских писателей и картины, иллюстрирующие их произведения.

 
И.Езелев, П. Качалов, ученики Новинковской ООШ
Призыв. – 2002. – 15 мая