Статьи

Народные промыслы Северо-западного уголка
Первомайской земли

      Мы живем в интересное время и сложное, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому.
      Много потеряно там, где забыты русские традиции, забыты народные промыслы, уходят из жизни истинно русские умельцы, несущие свое искусство из русской старины.
      Наш край славился добрыми мастерами. Почти все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками.
      Традиционными для местных ремесел северо-западного уголка Первомайской земли были:


Кузнечное ремесло

      Почти в каждой деревне была своя «Кузня». Там подковывали лошадей. Ковали замки, гвозди, ключи, утюги, клепали косы, оковывали сундуки.
      Любопытно поверье о подкове, приносящей в дом счастье, не пускающей в избу злого духа. Её прикрепляли «клещами» вверх, т.е. раскрытой частью к небу.
      Известным тогда кузнецом был Дубасов Михаил Тимофеевич из д. Нофринское.


            Гончарное ремесло

Было развито в деревнях Фендюково, Трегубово, Отрубнево,  ныне уже не существующих. На гончарном круге делали крынки, горшки, корчаги, умывальники, миски. Они имелись в изобилии в каждой крестьянской семье. Изделия из красной глины (шахты) возили на базар в Пошехонье. В деревне Фендюково, жил гончар Букланов Николай Викторович.
            Доступным для крестьянина было дерево: строили деревянные дома, делали домашнюю утварь:  ведра, ушаты, бочки, сани, сундуки, посуду. Для изготовления граблей и топоров требовалась береза, для гребня и донца прялки - осина, для скрепления досок сундука - дуб, из липы делали хлебницы с крышками под муку и зерно, дуб, ольху применяли в качестве натуральных красителей для кожи, тканей. Необходимые части растений кипятили в русской печке или в котельнях в больших чугунах, настаивали, процеживали и опускали полотна.


Бондарный промысел

Из древесины ели изготовляли кадки, бочки, квасники. Знаменитые бондари жили в д. Кубье: Берсенев Павел Яковлевич,  семья Савельевых, династия бондарей Галкиных и др.
Товар пользовался большим спросом  у населения, а деревянные шайки для кормления скота покупали руководители хозяйств для ферм. В каждом доме и сейчас хранятся их кадки и используются для засолки капусты, мяса.
Благодаря выручке от продажи (а продавать ездили в Пошехонье, ближайшие колхозы), Владимир Сергеевич Савельев и Берсенев П. Я. выстроили себе дома. Окна домов Павел Яковлевич украшал ажурными наличниками.


Резьба по дереву

            Резьбой по дереву увлекался Барышников Александр Васильевич из д. Новинка. Выполнялась или глухая резьба на столбах – опорах (балясинах) для крыльца, веранды, ажурная и рельефная резьба для наличников окон. Очень интересный и необычный для нас – дегтярный промысел. В д. Большое Ескино деготь варила Чумакова Анастасия Ивановна и её отец Чумаков Иван Арсентьевич. Деготь делали из бересты, которую замачивали, подогревали на огне. Издавна деготь использовали как лекарственное сырье. Деготь использовали для смазывания колес, конных телег, для смазывания яловых (кожаных) сапог, которые без дегтя засыхали и лопались.
            Мастером–сапожником был Савельев Алексей Александрович из д. Кубье, который шил хромовые сапоги из овчин, а из телячьей кожи так называемые яловые сапоги. Также он шил шапки.
Традиционные художественные промыслы края ярко отразились в сугубо-женских занятиях: вышивке, ткачестве, кружевоплетении. Этот труд имел место в каждом доме. Не зря бытует поговорка «Хозяйка красна и изба весела». Практически всю одежду крестьянки изготовляли себе сами, собственноручно. Женщина одевала свою семью и украшала дом. Плели занавески для окон, подзоры для кровати, скатерти для стола, прошивку в наволочку.
Бытовала пословица: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
Каждая невеста, выходя замуж, должна была вышить для своего мужа рубашку.
Сказывали, что женщина умудрялась прясть в любой ситуации: на ходу, в дороге, присматривая за детьми и скотом.
Почти в каждом доме был ткацкий станок. Ткали половики, полотенца, суровую льняную ткань. Весной эту ткань отбеливали на снегу, используя «Щелок» – раствор золы в кипятке. Последними ткачихами нашего края были Лапина Прасковья Николаевна из д. Кубье и Шорохова Анна Ивановна  из д. Данилов Починок.
Ремесла – часть нашей национальной культуры, и их возрождение необходимо, чтобы мы помнили о своих предках и гордились ими.

  Архибарова Г.В.,
библиотекарь Ефимовской библиотеки