Статьи

Деревни округи славились самобытными мастерами

В тихом лесном краю Пошехонского уезда Ярославской губернии жили люди веселые, сами сочиняли песни и частушки, сами их исполняли. В далекую пору пошехонцев считали беспросветно отсталыми людьми. Почва для этого была самая подходящая: грамотные люди в деревнях Пошехонского уезда были в диковинку.
            Край этот был населен главным образом беглыми людьми раскольниками, старообрядцами, а позлословить в их адрес не считалось зазорным. Но те замечательные люди не только пели песни, былa еще у них одна замечательная черта, которая начисто отметала всякий вздор о лени и тупости. Каждая из лесных  заброшенных деревень отличалась  мастерами своего промысла.

 

д. Кондратово

            Что только не делали там из бересты! Изготовляли из нее бытовую утварь: корзины, туеса, разнообразные сумки и сосуды. Плели даже куртки, прекрасно защищавшие пастуха от дождя.  Мастерили  из нее обувь, лапти, ступни, сапоги. В чем же секрет бересты? Оказывается, она состоит из клеток, так тесно связанных между собой, что они образуют прочный слой, непроницаемый для воды и газов.
            Особенно хороши были туеса - округлые сосуды, в которых хранили сыпучие и жидкие продукты, заготавливали ягоды и грибы.  Берестяные вещи хранились долго – хорошие туеса служили верой и правдой двадцать лет.
            Вот такие умельцы жили в деревне Кондратово. В те времена их называли «кондраши-лапотошники».

д. Феньдюково

            Здесь жили гончарных дел мастера. Глину заготовляли летом на краю деревни, в яме, выложенной досками, а зимой в избе глину вымачивали. Когда она набухала, ее перелопачивали, выкладывали на пол, посыпанный песком, и долго всей семьей месили босыми ногами.
            Семь потов сойдёт у всей семьи, пока глина  станет мягкой  и ровной. Её еще руками перемнут, а когда станет легко отлипать от рук, - считай, поспела.
            Готовую глину выкладывали на гончарный круг. Ну а дальше сосуд растет под действием рук мастера. Высушив и обмыв, сосуды обжигали в русской печи. Печи в Феньдюкове топились по черному (дым шел через дверь), а людей, живших там, звали «чёрнотубовщина».
            Затем горшки возили продавать по деревням на санках. Жили горшечники в ту пору в страшной; и  бесконечной нужде. Ремесло гончаров считалось самым последним, самым никчемным.  Хорошие девушки замуж за гончаров не шли. Дразнили их горшколепами.
            Один из мастеров Николай Викторович Букланов, будучи старый и больной, шутил: «Умирать - не глину мять, дело немудрёное: лег под образа, выпучил глаза, вот тебе и вся недолга».


д. Екимовское

            Славилась отличными ма­стерами-плотниками. Топором рубили лес, топором рубили зарубы на огромные красивые дома, с резными наличниками и высоким резным крыльцом. Топором тесали подоконники, косяки и наличники.  Екимовских мастеров приглашали на заработки по всей округе. Один из лих был Павел Семёнович Курочкин.
            А еще в Екимовском был мастер сапожник Николай Михайлович Шабанов. Из кожи шил сапоги, которые пользовались спросом у местного населения.


д. Некарево

            Некаревские сбруи и упряжи были известны далеко за пределами  родного  села. Надо, чтобы сбруя в пору коню была, чтобы нигде не давила и кожу не натирала. Желающих покрасоваться во время праздника на нарядно запряженной лошади или удивить гостей  шикарной свадебной
тройкой было  немало. Всю сбрую шили из кожи скота, выделанной своим же мастером - Павлом Архиповичем Антипиным. Для украшения сбруи служили сотни бляшек, вырезанных из старых самоваров и монет. Клещи для хомутов делали из клена,  дуги из вяза, для крепости и легкости. Их звали в ту пору «шорники некарешные».


Старое Село

            Это село было знаменито своей кузней и ее мастером Павлом Васильевичем Стрельцовым. Он был  редкий знаток кузнечного  дела.  Раньше власть кузнеца над огнем и металлом рождала невероятные слухи о его сговоре с самим дьяволом. Люди побаивались его и всегда относились с уважением.
            Оптимальная  площадь его кузни была пять на пять метров. Ведущее место здесь занимало горно (очаг). В качестве топлива он использовал только хороший, древесный уголь. Горно раздувал при помощи мехов, Когда в горне запылает яркий огонь, кузница быстро наполнялась едким дымом, который выходил в небольшое оконце под потолком.
            В кузнице всегда царил полумрак. На расстоянии двух метров от горна была пристроена наковальня. Над наковальней тяжелая гиря, привязанная цепью. Это приспособление служило зажимом для заготовки.
            Павел Васильевич из раскаленной заготовки выковывал что угодно: подкову для лошади, охотничий нож, фрагменты узорчатой ограды и даже розу. Односельчане звали его бог огня и кузнечного дела.


д. Спицыно

            Жил мастер портной Михаил Николаевич Соловьев. Он шил мужскую одежду: брюки, рубашки, пальто. Заказы получал даже от жителей окрестных деревень, если одежду требовалось шить на выход.
            Для работы ткали холсты и шили каждый сам себе. За­мечательной ткачихой в Спицыне была Антонина Федоровна Соловьева. Она ткала тонкий холст, который шел для шитья мужских рубашек. И потом до глубокой старости ткала домашние дорожки на пол (половики).
Водяная мельница
            Старожилы помнят и уверяют, что самый вкусный, самый ароматный хлеб получается из муки, смолотой на водяной мельнице. Раньше наши деды были отменными  мастерами-строителями запруд и мельниц. Такая мельница была построена на реке Ухтоме. Для начала строительства участок реки выбирали с высокими берегами и илистым грунтом, песчаное дно не годилось. В начале мастера укрепляли берег, затем сооружали сруб из дубовых бревен в форме трапеции. На Ухтоме этот сруб был разделен на четыре ряжа (отсека). Все бревна между собой были связаны зарубой. Нижний ряд сруба  крепился  на дубовых сваях, предварительно забитых в  дно реки.  Внутренние пространства сруба были заполнены грунтом до самого верха. В одном из ряжей сделан был лоток из осиновых досок  для подвода воды из запруды к рабочему колесу мельницы.  Уровень воды в запруде был на высоте четырех метров от рабочего колеса.
            Принцип действия водяной мельницы таков: вода крутит колесо, насаженное на вал, энергия передается на веретено, оттуда - на жерно­ва, которые при вращении перемалывают зерно. Старожилы вспоминают, что тесто на такой муке поднимается гораздо лучше, чем на обычной, и хлеб получается необыкновенно вкусным.
            А сколько было в наших краях вышивальщиц и кружевниц! Полотенца, скатерти, покрывала, одежда - все это было расшито разноцветными нитками. В каждой семье девочку лет девяти уже учили  вязать, вышивать, шить. Освоившие это ремесло считались хорошими невестами. Но я хочу отметить самых лучших вышивальщиц нашего края: Фаину Васильевну Зызлову (д. Кульсеево), Зою Васильевну Сазонову (д. Екимовское). Отличные работы по вязанию из белой нити были у Галины  Васильевны Кудрявцевой.
            После 1917 года в  этих местах образовался Первомайский район. Неграмотность  была полностью ликвидирована. Были открыты средние школы, библиотеки. Молодежь, получив образование, стала проявлять свои таланты.  В деревне Абрамовское жила большая семья Поповых.  Они были люди одаренные, как говорят, от бога. Павел Леонидович, Александра Леонидовна, Михаил Леонидович и Алексей Леонидович. Они играли на баяне,  аккордеоне, гармошке, рисовали  с натуры. И вообще были большие выдумщики.

       В. Шестерикова,

библиотекарь Паршинского филиала