Статьи

Театр в Пречистом
(о Пречистенском народном театре)

Жители поселка Пречистое любят театральное искусство. Драматический кружок был организован в период становления Советской власти в районе. Особенно плодотворно он начал работать в период коллективизации сельского хозяйства, когда его постоянным руководителем стал Илья Владимирович Кудрявцев, а художником-декоратором — пенсионер, бывший декоратор Ивановского областного драматического театра Дмитрий Павлович Колобов. «Наш дядя Митя», — любовно называли его участники художественной самодеятельности.
         Уже в то время коллектив имел весьма солидный и обширный репертуар. Его руководитель И.В. Кудрявцев добивался от актеров создания выразительных и правдивых образов. Объемные, красочные, близкие к натуре декорации Д.П. Колобова усиливали эмоциональное воздействие спектакля. А ведь коллектив работал в сложнейших условиях. Не было электрического освещения. Всех световых эффектов добивались с помощью керосиновых ламп. Несмотря на  эти трудности, были поставлены такие пьесы как:  «Дети Ванюшина» В. Найденова, «Голубое и розовое» А. Бруштейн, «Таня» А. Арбузова,  «Машенька» А. Афиногенова, «Кубанцы» и «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Разлом» Б. Лавренева и др.                
         В период Великой Отечественной войны многие участники театрального коллектива ушли на  фронт, в том числе и его руководитель И. В. Кудрявцев. Но кружок продолжал работу. Руководство коллективом взяла на себя эвакуированная актриса одного из Ленинградских театров Антонина Сергеевна Сержевская. На суд  зрителей была представлена только вышедшая  в свет драма К. Симонова «Русские люди», поставлено несколько пьес А. Н, Островского. В  эти годы в коллектив пришли новые молодые  исполнители - учителя Пречистенской средней  школы, учащиеся старших классов.
         Закончилась Великая Отечественная война,  пришел долгожданный День Победы. Многие  участники театрального коллектива не вернулись, погиб и первый руководитель коллектива  И. В. Кудрявцев.
         В трудные послевоенные годы решено было  восстановить коллектив. Не было руководителя. Некоторые участники коллектива продолжали службу в армии. Некоторые опытные актеры не хотели возвращаться, не веря в возможности молодежи. А молодежь, горела огромным желанием возродить свой театр. И уже в 1946 году, к 29-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции под руководством художественного руководителя районного   Дома культуры Алексея Николаевича Аргунова был поставлен спектакль по пьесе Н. Вирты «Сады цветут». Затем, повторно, уже новым молодежным составом, — пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет». Молодость, энтузиазм, стремление, во что бы то ни стало доказать, что театр живет, действует, подчас заменяли этим ребятам актерское мастерство. Н.И. Потемкин, Г.М. Юдин, А.В. Загрянин, А.П. Аргунов, Л.П. Дундина, Л.А. Воронина, Е.А. Балкина, Ю.А. Соколова и другие исполняли свои роли страстно, ярко, выразительно. В те годы коллектив выпускал очень много одноактных пьес, таких как «Медведь», «Юбилеи», «Предложение» А.П. Чехова и множество пьес современных авторов.
         В пятидесятые и шестидесятые годы это был  уже вполне сложившийся коллектив. В неге вернулись опытные актеры, страстно любящие театральное искусство — И.М. Алексеев, В.А. Рыбаков, вышедший в отставку из рядов Советской Армии С.П. Дундин, обрели мастерстве  молодые исполнители Л. Ковалева, С. Агишева,  А. Брусникова, Б. Бровкин, Э. Кудрявцев, А.  Солнцев и другие.          
          «Старые друзья» Ю. Малюгина, «Калиновая  роща» А. Корнейчука, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Меч и звезды» Ю. Чепурина  «Опасный возраст» С. Нариньяни — эти и другие пьесы идут на сцене Пречистенского театра  в эти годы. В конце 1969 года была в третий раз  поставлена пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет», после просмотра которой драматическому коллективу в апреле 1970_года было присвоено  звание народный театр, и первыми штатными  творческими работниками его стали режиссер  Александр Васильевич Зарянин, художник-постановщик Виктор Васильевич Майданюк.
         Режиссер и художник понимали, что присвоение звания народный ко многому обязывает.  Чтобы повысить художественный уровень спектаклей необходимо иметь более стабильный актерский состав и постоянно повышать профессиональное мастерство актеров, совершенствовать репетиционный процесс, улучшать учебно-воспитательную работу и, главное, — работать  с перспективой, то есть нужна была подготовка молодых кадров актеров не только на репетициях, но и через студийную работу.
Режиссер и художник работали над выпуском первого спектакля по пьесе Ю. Чепурина «Мое сердце с тобой» в содружестве с выпускником режиссерского отделения Московского института культуры Юрием Васильевичем Трубиным, для которого этот спектакль был дипломной работой. Это сложнейшая пьеса на сельскую тему, с большим количеством участников, особенно молодых. Постановка ее в условиях сцены Пречистенского районного Дома культуры требовала большой условности, выноса некоторых диалогов на авансцену. Несмотря на технические и актерские сложности, спектакль получился. На областном смотре народных театров он занял четвертое место, за дипломную работу Ю. В. Трубин получил высшую оценку.
         В этом же 1970 году коллектив Пречистенского народного театра выпустил еще один спектакль по пьесе А. Сафронова «Судьба-индейка». Эта веселая комедия с интересом воспринималась зрителями. Вслед за этим силами народного коллектива были подготовлены спектакли по пьесам К. Симонова «Русские люди», А. Афиногенова «Накануне», А.Н. Островского «На бойком месте».
         1974 год был для коллектива народного театра одним из наиболее удачных. За спектакль по пьесе В. Ежова «Соловьиная ночь» ему было присуждено первое место среди народных театров области. Это был большой успех. Спектакль играли 20 раз на разных сценах, и всюду зрители отмечали его положительные качества. Блестяще справились с главными ролями сержанта  Бородина и Инги впервые пришедшие в театр  актеры С.А. Шутов и Н.А. Малышева. В спектакле также были заняты опытные актеры С.Н. Дундин, Э.И. Кудрявцев, В.Г. Мушников, А.А. Котов и другие.
         Пречистенцы увидели спектакли по повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие», по пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь». Коллектив много ездит по району, играет спектакли а  сельских домах культуры и клубах.
         1980 год ознаменован выпуском под руководством Е.П. Писаренко спектакля по пьесе В. Белова «Над светлой водой». Спектакль заслужил  высшую оценку на областном смотре народных  театров, коллектив был удостоен звания лауреата. И зрители и жюри единодушно отмечали высокое мастерство исполнительницы роли Трефены С.Н. Котовой, Федора Касаткина — Э.И.  Кудрявцева, Даши — Л.Ю. Ярцевой и многих других.
         В январе 1982 года коллектив народного театра возглавил выпускник Ярославского культпросвет училища Владимир Леонидович Фунтов. Опираясь на лучшие традиции театра, опыт многочисленных спектаклей, поставленных за годы существования коллектива, он ищет новые современные формы сценического искусства, увлекает актеров творческим отношением к делу. Ко времени его прихода в театр опытных актеров осталось мало, и В. Фунтов решил собрать молодежь, стараясь заинтересовать их, привить любовь к сцене, искусству актера. В конце апреля был выпущен спектакль по пьесе латвийского поэта и драматурга Я. Райниса «Вей, ветерок!». Спектакль был посвящен 60-летию образования СССР.
         Начинать работу с молодежью практически с азов было нелегко. Опираясь в своей постановочной деятельности на актеров со стажем, таких как А.А. Котов, Л.Ю. Ярцева, В.Э. Кудрявцева, имеющих опыт сценической работы, режиссеру необходимо было найти контакт с ребятами, у которых разные характеры, разные взгляды на театр и его работу. Некоторые были подготовлены к игре на сцене в силу своих индивидуальных способностей, многие оказались по-настоящему талантливыми.
         Сразу обратила на себя внимание пластичная, эмоционально-подвижная, хорошо владеющая речью школьница Т. Чистова. Буквально на лету схватывая уроки актерского мастерства, постоянно работая над собой, она в короткий срок многому сумела научиться и уверенно и непринужденно сыграла главную роль в спектакле «Вей, ветерок!» — роль Барбы, девушки-сироты, пожертвовавшей своим счастьем, чтобы не сделать несчастными других, близких ей людей. Исполнители ролей в этом спектакле — Валентина Кудрявцева, Людмила Ярцева, Светлана Чикулаева, Николай Поветкин, Анатолий Котов, Елена Фунтова — люди разных профессий, объединенные одним увлечением. С убедительной силой сумели они раскрыть характеры своих героев, играли правдиво и раскованно.  
         Спектакль был показан на областном смотре народных театров, где коллективу был присужден Диплом 1 степени. Выпуск спектакля «Вей, ветерок!» хорошо сказался на укреплении психологической атмосферы в коллективе. В нового режиссера поверили, в театр стали возвращаться опытные актеры, что позволило взять в  постановку инсценировку романа В. Распутина «Живи и помни». Автор написал свой роман о  войне, где нет ни окопов, ни фронта, а есть глубокая и неразрешимая человеческая трагедия. Главная героиня спектакля Настена (ее играет Л. Весова), встретившись с дезертировавшим,  сбежавшим в далекую сибирскую Атомановку  мужем Андреем (его роль исполняет В. Фунтов), приходит к мысли, что от судьбы не убежишь, и  без особых колебаний решает быть с ним до  конца. Но как это бывает всегда, любая тайна рано или поздно раскрывается. Поведение Настены, частые ее отлучки из дому для встреч с Андреем, исчезновение некоторых вещей не остаются незамеченными отцом и матерью Андрея, роли которых с большой эмоциональностью исполняют старейшие актеры театра Э.И. Кудрявцев и А.Н. Дундина.
         В спектакле хорошо показаны и массовые сцены, которые раскрывают жизнь советских людей в тылу в тяжелые годы войны. Хотелось бы отметить работы актеров А. Котова, С. Дундина, В. Кудрявцевой, Е. Писаренко, В. Вторниковой, Г. Дмитриева, Г. Орловой, О. Савельевой и О. Голяковой.
         Спектакль «Живи и помни» был тепло принят зрителями, взволновал их, укрепил престиж народного театра не только в районе, но и в области.
         В 1984 году Пречистенский народный театр вновь завоевал звание лауреата областного смотра за свою новую работу — спектакль по пьесе Н. Семеновой «Печка на колесе». Комедия-лубок — так обозначен жанр спектакля. И надо сказать, что молодой режиссер и коллектив народного театра с успехом справились с этими жанровыми особенностями, правильно расставили акценты в спектакле. Именно поэтому спектакль вызывает не только смех у зрителя, но и заставляет его задуматься над судьбой простой деревенской труженицы Фроси, роль которой с подлинным мастерством сыграла Т. Аксенова, ее мужа — непутевого пьяницы Василия в исполнении В. Фунтова, деда Степочки — А. Котова, Заграя — В. Дундина и остальных персонажей спектакля.
         Давно стало истиной, что успех любого спектакля зависит не только от качества пьесы, мастерства актеров, но и умелого творческого оформления. Очень важно, какие декорации сделал художник, в какой мере они «подыгрывают» актерам, помогают раскрытию авторского и режиссерского замысла Заслуга художника-постановщика Пречистенского народного театра В. Майданюка в создании спектаклей огромна.  Оформление каждого спектакля — это создание его художественного образа. Сцена Пречистенского районного Дома культуры невелика, и поэтому чаще всего приходится искать условное решение спектаклей, и В. Майданюк умеет создать точные, присущие данному конкретному спектаклю детали оформления и декорации: будь то берег Даугавы, как в спектакле «Вей, ветерок!» Я. Райниса, или избушка-зимовье, как в спектакле «Живи и помни» В. Распутина, или печка — символ уюта и тепла каждого деревенского дома, как в спектакле «Печка на колесе» Н. Семеновой.
         Есть в Пречистенском народном театре и молодежная студия, которой В. Фунтов уделяет особое внимание, ведь это будущая смена театра, его перспектива. Ребята занимаются здесь этюдами, пластикой, гримом и ставят спектакли. Так, студийцы поставили спектакли «Трое на необитаемом острове» по пьесе В. Губарева, «Принцесса и свинопас» Г.X. Андерсена, композицию «Подснежники»   по  мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
         Трудное это дело — увлечь каждого, кто приходит в самодеятельный коллектив на работу с полной отдачей. В народный театр каждый идет со своим: со своей определенной жизненной позицией, своими взглядами, привычками, навыками. Каким же запасом терпения, такта, педагогического чутья должен обладать режиссер, чтобы воспитать в самодеятельном актере понимание ответственности за свое дело, сделать его единомышленником, к чему и стремится молодой режиссер В. Фунтов.
         Таким образом, история Пречистенского народного театра никак не может быть закончена. Позади — интересные спектакли и роли, впереди — целая жизнь, полная трудностей, надежд и новых спектаклей.

                   Ярославль, 1985                                       В.А. Сидорова